 Владимир Капелько
Капеля и путешествия - это две параллели, которые неразделимы и слиты в единое целое. Шаровары, кушак, черные кудрявые волосы, светлые, голубые глаза, полные загадок и непредсказуемости, загорелый, худощавый, длинный - таким был Владимир Капелько. Страсть к путешествиям, к познанию культуры и быта предков, природного разнообразия и человеческого бытия заставила его побывать в разных уголках Советского Союза: в археологических экспедициях в Хакасии и Туве, во Владивостоке, Ялте, Риге, Бахчисарае, на Таймыре. "Извечное любопытство:гоняло меня от моря до моря, от края до края: Вот так шатало меня по свету сорок лет без выходных и отпускных:" (Капелько В.Ф. "Лошадь ржала в железную дудку. Стихи и я" Красноярск 1998 г) В творчестве соединились дерзость и ирония, озорство, насмешка и одновременно - огромная любовь и интерес ко всему окружающему. Больше всего художник любит изображать в своих картинах пейзажи. Пейзажи художника - это портреты природы, которую он наделяет душой. Каждый пейзаж индивидуален, как человек. Персонажи многих картин Капелько - это концепция реально-наблюдаемых явлений с мечтами, фантазиями и замыслами художника. В картинах кроется глубина, которую нельзя заметить сходу, сиюминутно. Они то радуют глаз и веселят душу своей яркостью и необычайностью, то давят на тебя своей угрюмостью и печалью. Любимым животным Владимира Феофановича был петух: "Люблю все зверье, всех птиц, жуков, гадов, бабочек и женщин. Самый любимый зверь - петух!!!" Владимир Феофанович не переставал удивлять нас своей одаренностью. Он зарекомендовал себя не только как замечательный художник, Капелько постоянно рвущийся к знаниям, археолог и исследователь искусства древних художников. С 1972 года начал работать в археологических экспедициях, исследовавших древние курганы Хакасии. На предложение принять участие в новых раскопках, он ни на секунду не раздумывая, мгновенно соглашается. Ему удалось стать первооткрывателем многих памятников наскального искусства. Для спасения наскальных рисунков Владимир Феофанович начал самостоятельные исследования и разработал наиболее рациональный на сегодняшний день метод эстампировния (копирования) петроглифов на особой микалентной бумаге. Яркая индивидуальность и талант художника отразились не только в живописи, этнографии и археологии. Он зарекомендовал себя как замечательный поэт. Множество великолепных стихов опубликовано в различных сборниках. Капелько неоднозначный поэт. Его стихи проникнуты болью, переживаниями, необычайной тревогой. Он каждой клеточкой души чувствовал взаимосвязь природы и человека, переживал за ее дальнейшую судьбу, видел ее хрупкой незащищенной перед бурно развивающимся обществом. В. Капелько пытался обратить внимание общества на то, что мы имеем огромные духовные богатства, которые бесценны. Сохраняя прошлое, мы должны думать о будущем - в этом смысл духовной памяти, сохранение которой является основой служения искусству и культуре России. Куцак Татьяна, Королев Станислав (МОУ "Лицей" г. Черногорск)
Живопись В.Ф.Капелько отличается вольной, раскованной манерой, ничем не регламентированной свободой в выборе мотива и способа его воплощения. Экспрессия, явное тяготение к живописи «бубнововалетцев» ощутимы и «Тросоплетчике», и в «Посуде, помятой морем», и в «Автопортрете в шубе». Живописная поверхность полотен тяжелая, словно сгущенная, мазок ложится плотной массой, передавая необузданную силу примитива, которая всегда была близка внутреннему мироощущению художника. Поиски иных средств выразительности привели Капелько к изучению живописи мастеров «Голубой розы» с их приглушенным колоритом, изысканными цветовыми сочетаниями. Создавая композицию «Шелковая юрта» в блеклых, сиренево - розовых оттенках с едва заметными нюансами голубого цвета, художник большое значение придает линии и ритму, Невероятные формы холмов оказываются переплетением обнаженных женских тел, символика цвета отступает на второй план, уступая место чувственной эротике и власти плоти.
|